Взгляд директора «ВДЦ» на развитие бизнеса в 2015 году

размещено в: новости | 0

Людмила Шмидт

Директор ООО «ВДЦ-медицинский центр»

Председатель правления ВОООСОП«СОЮЗ ПОКОЛЕНИЙ»

Член правления НП «Клуб деловых женщин»

Член правления городского «Совета женщин»

Директор медицинского центра ВДЦ Людмила Шмидт в интервью журналу «Business АНАЛИТИК» рассказала о том, как быстро меняться в условиях глобальной нестабильности, что дает активная жизненная позиция и почему хорошим руководителем можно только родиться.

– Сколько карьерных ступеней вы прошли до должности руководителя медицинского центра ВДЦ?

– У меня была очень пестрая карьера до «ВДЦ». Я работала в разных сферах, создавала общественные организации, имела опыт собственных бизнес-проектов. В «ВДЦ» я пришла в качестве директора по общим вопросам и руководителя вновь созданной на его базе общественной организации «Союз поколений». Вообще общественная работа по профилактике здорового образа жизни настолько переплеталась с развитием «ВДЦ», что сложно сказать, какая моя роль была первой, какая второй. Медицинский центр ВДЦ был тогда небольшой организацией с 30 сотрудниками и одним филиалом на территории МУЗ 25, которая готовилась к расширению.

– Каким является «ВДЦ» сегодня и какие задачи перед компанией стоят на ближайший период? Ведь появляется все больше новых игроков на рынке лабораторной диагностики сегодня…

– На рынке медицинских услуг мы всегда были застрельщиками, этот флаг мы будем нести и дальше. Буквально вчера на совещании мы обсуждали, что рынок лабораторной диагностики в Волгограде и области сейчас перенасыщен. Не буду лукавить, конкурентная ситуация меня беспокоит, но не настолько, чтобы нервничать по этому поводу. Каждый займет свою нишу. Останутся только лучшие и сильнейшие. С энергетикой, которая у меня есть, и с той командой, которую я сформировала, уверена, мы будем устойчивы на рынке.

Что касается развития, то акцент мы сейчас делаем исключительно на качество и сроки выполнения  диагностических исследований. Это наша визитная карточка. Планировать экспансию с увеличением точек забора биометриала нет смысла, так как рынки Волгограда и области уже поделены. Безусловно, мы будем также расширять количество услуг, которые мы планировали запускать в 2015 году. Хотя, конечно, сложное время сейчас будет вносить свои коррективы во все планы развития. Весь декабрь мы в основном совещаемся, что же делать дальше.

– Что вы ждете от 2015 года для своей организации?

– Строить планы на 2015 год – занятие неблагодарное. Я думаю, мы не одиноки в том, что не понимаем, что же может произойти в целом. Как в любой большой организации, мы верстаем сейчас план на 2015 год по направлениям деятельности и подразделениям. Но насколько он будет точен и как скоро мы начнем его корректировать, сказать сложно. Ситуация меняется ежедневно. Сегодня горизонт планирования сжался до месяца. И решения надо принимать очень оперативно. Но мы мобильны. Коммерческий бизнес, он тем и отличается.

Каждый день нам приходят письма от производителей и поставщиков об изменении цен на оборудование и тест-системы, и мы сейчас думам, что делать. Наш основной поставщик заявил о росте цены на 30% с 15 декабря. Мы не можем сейчас поднимать цены параллельно с ним при нынешней покупательской способности населения. Это невозможно. Люди не перестанут болеть, но начнут лечиться своими народными методами. Покрыть эту разницу, которую мы не будем перекладывать на потребителя, предстоит посредством организации бизнес-процессов по-новому и другого подхода к лечению с учетом высокой планки качества нашей работы.

В таких условиях сложно работать многим сотрудникам. Не все могут так быстро перестраиваться. Человек ведь вообще склонен к стабильности, и не только в работе. У каждого есть своя зона комфорта: знаю свои задачи, свой план, свой участок работы…  Выход за границы привычного часто связан со стрессом. А сейчас необходимо быстро ориентироваться и меняться в условиях глобальной нестабильности и высококонкурентного рынка. Это непросто.

– Увольнять людей планируете?

– Нет. Не планирую. В 2008 году тоже был кризис, и тогда мы наоборот принимали людей. Многие организации просто не могли выжить в тех условиях, и были сокращены очень хорошие специалисты. Мы той ситуацией воспользовались: три специалиста работают у нас до сих пор. Нет, увольнять никого не буду.  Возможно, некоторые сотрудники сами захотят уйти, так как возможны задержки зарплат. Я этого очень боюсь, но это возможно, я могу это прогнозировать.

– Когда общаешься с состоявшимся человеком, всегда интересно узнать, с чего все начиналось. Расскажите немного о себе. Лидерские качества у вас были с детства?

– Да. У меня отец был руководителем, и лидерские качества во мне от него. Мама говорит, что я копия отца по характеру и всегда была очень целеустремленной. Я сама себе и другим ставлю довольно высокие планки, постоянно подвигая их все выше и выше. Соучредитель «ВДЦ», с которым мы вместе строим бизнес, делится: «Я до вас только добираюсь, вы уходите дальше».

Я на эту тему много думала. Научиться руководить и организовывать практически нельзя. Эти качества должны быть врожденными. Я стараюсь на руководящие роли в «ВДЦ» растить и воспитывать своих сотрудников. Прежде чем кого-либо назначить, долго к человеку присматриваюсь – в каком направлении его продвигать. Мой опыт говорит, что задатки руководителя должны быть изначально, этому не научишь. Человек прежде всего должен быть организован сам – а это умение идет из детства. Только тогда он сможет организовывать все вокруг. Руководить – это видеть, слышать и знать наперед. Это интуиция. Ты должен понимать, что даже замечательные, много знающие и умеющие сотрудники могут просто упустить важный момент в цепочке действий и событий, не обратить на него внимание. Ты должен это предвидеть и заранее отконтролировать эту ситуацию. Не каждому это дано. Управленец – профессия  универсальная. По большому счету, не важно, чем руководить. Хороший руководитель быстро осваивает любую сферу, включается в процесс и начинает разбираться в узкопрофессиональных особенностях и механизмах.

– Какие качества помогают вам в работе?

– Собранность, постоянный самоконтроль, планирование своего дня и контроль выполнения дел. Когда я прихожу утром в понедельник на работу, моя тетрадь расписана на неделю вперед.

– А что мешает?

– Ничего.

– Вы авторитарный руководитель? Со своими подчиненными предпочитаете дружить или  держите дистанцию?

– Я вообще мало с кем дружу. И не потому, что не люблю дружить. Я очень избирательна  в друзьях.  На работе я скорее авторитарна. Не все могут подойти ко мне с пустым вопросом. Я спрашиваю: это вопрос ко мне? И сразу многие вопросы снимаются, работники любят перекладывать ответственность решения на руководителя, хотя вполне могут справиться сами. А вообще мне сложно давать себе оценку, об этом лучше расскажут мои сотрудники.

– Мы в ТПП знаем вас как человека с активной жизненной позицией. Вы возглавляете общественную организацию «Союз поколений», реализуете яркие общественные проекты, занимаетесь благотворительностью, входите в состав женских организаций. Зачем это вам лично, ведь бизнес и так отнимает много энергии…

– Это интересно. В жизни ведь обязательно должно быть разнообразие. Когда ты плывешь в одном и том же русле, ежедневно погружаясь в рутину, ты можешь начать мыслить не креативно. Еще один вид деятельности позволяет переключаться и отвлекаться. И расширяет сознание. А если он с какой-нибудь социальной ноткой – вообще хорошо. Это правильно. В Европе это норма, любой бизнесмен там обязательно участвует в общественной деятельности. Мне повезло с соучредителем бизнеса, он разделяет мои взгляды и проекты.

– Парад Деда Мороза на Волге, идейным вдохновителем которого вы являетесь, стал уже красивой новогодней традицией с историей в пять лет. Как родилась эта идея и чего ждать волгоградцам в 2015 году?

– 3 января 2015 года от площади Ленина по улице Советской и до Аллеи Героев пройдет красочное шествие новогодних колонн Дедов Морозов, Снегурочек и других сказочных героев в сопровождении музыкальных и театральных коллективов. Парад предполагает самые различные форматы: от танцевального до циркового.

Парад Деда Мороза на Волге проходит по опыту и подобию парада в Бранденбурге, который я случайно увидела воскресным утром по телевизору. Там это грандиозное красочное шоу. Его главный организатор по нашему приглашению приезжал в Волгоград, я также встречалась с мэром города Бранденбурга для того, чтобы перенять немецкий опыт. У нас же это пока небольшое двухчасовое мероприятие, но оно очень необходимо городу.

Проект очень тяжело рождался в Волгограде. Чтобы его сдвинуть, необходимо было написать много писем в административные структуры, приложить массу усилий, потратить большое количество времени и энергии. Но оно того стоило. Это очень правильное, очень семейное мероприятие. После двухдневных празднеств 3 января людям хочется выйти на улицу, сходить куда-нибудь всей семьей с детьми, что-то посмотреть. Парад Деда Мороза на Волге дает такую возможность.

– Волгоградская область не является самым благоприятным регионом для ведения и развития бизнеса. Не было ли мысли прибраться в более благополучное место в России или за рубежом?

– Все мои родственники живут в Германии, и уехали они туда давно. Я родилась в Казахстане. Немцев Поволжья переселили туда, и мой отец в 11 лет был выслан с улицы Совхозной, 17 в Сарепте. Моя семья вернулись в Волгоград через много лет, тогда как большинство родственников уехали в Германию. Когда-то я у отца спрашивала: почему ты не уехал, когда была такая возможность? Он отвечал: где родился, там и пригодился. Хотя он был чистокровный немец и до 11 лет очень плохо говорил по-русски. Я придерживаюсь той же позиции.

– Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда все больше женщин возглавляют малые и средние компании. Но в высших эшелонах власти и бизнеса женщин не так много. Как вы считаете, с чем это связано?

– Бизнесу нужно отдаваться целиком и полностью. Женщина так сделать не может. Бизнес – вещь жесткая, мужская. Вот у меня только в тандеме с мужчиной получается строить успешное предприятие. Женщина все же больше мать, жена, женщина. Ей необходимы эмоции, а в бизнесе так нельзя. Здесь выдерживает только сильный характер мужчины.

– Как обычно складывается ваш день? Сколько вы работаете?

– Когда я спросила нашего нового технического директора, чего ему не хватает на работе – он сказал: контакта с вами. Отвечаю: так приходите в 7 утра, будем общаться.

Мой рабочий день начинается в 7 утра и длится самое малое до 7 вечера, а иногда и до 9. Я на работе минимум 12 часов.

– Ваш спорт, он какой?

– Я уже давно занимаюсь фитнесом. Спорту отводится только воскресенье, больше времени выделить, к сожалению, не получается. Суббота у меня рабочая. Помимо фитнеса, интересны сезонные активности – коньки, беговые лыжи, велосипед.

– Расскажите о ваших интересах и увлечениях вне работы.

– Наступает момент, когда вырастают дети, и хочется вносить в свою жизнь больше разнообразия, догонять и доделывать то, на что до этого не хватало времени. Я начала фотографировать, сходила на курсы волгоградского фотографа Леонида Топровера. Мне это очень нравится. Я недавно купила новый объектив, но с этими экономическими катаклизмами совершенно нет времени его опробовать.

Еще я очень люблю кино, смотрю его много и разное. Это меня отвлекает. Не «гружу» себя тяжелыми фильмами, предпочитаю что-то легкое. Без фильма не могу, а вот художественных книг читаю мало – совершенно нет на это времени. Приходится осваивать много профессиональной необходимой для работы литературы. Один выходной расписан – спорт, кино, дом, покупки – и день закончился. Так что позволить себе погрузиться в художественное чтение не могу. К тому же хочется быть в курсе постоянно появляющихся технических новинок. Я должна быть продвинутой и актуальной, а на это тоже требуется время.

– Кто из отечественных или иностранных фигур бизнеса или общественной деятельности вдохновляет? На кого хочется равняться?

– Хочется равняться на женщин за 50, которые хорошо выглядят. Больше ни на кого.

– Совет, как быть здоровым, бодрым и энергичным, от директора Волгоградского диагностического центра.

– Самое главное – не зацикливаться на проблеме, которая вдруг возникла. Иначе можно впасть в стрессовую ситуацию, и тогда выхода точно не найдешь. Любая проблема должна, как бы это сказать, быть быстро-быстро «обколота новокаином» вокруг, купирована, чтобы она не смогла расти во все стороны. Важно остановиться на какой-то момент, не погружаясь в ситуацию, отойти в сторону и посмотреть на проблему разными взглядами. Успокоится и только тогда приступать к ее решению.